Школа №27
 A  A  A

Назарова Е.Ю. "Создание развивающей речевой среды в образовательном учреждении с углублённым изучением гуманитарных предметов"

Речевая развивающая среда как социальная и педагогическая категория

Вся индивидуальная и социальная жизнь человека проходит в речевой среде. Под развивающей речевой средой (термин Л.П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность. В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрацию школы). Это активная речевая среда, ограниченная определенными рамками этической, литературной и языковой нормы. Развивающая речевая среда рассматривается как условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности.

Идейная и содержательная основа планируемых изменений связана с актуализацией личностного отношения учащихся к речи как общечеловеческой и общенациональной (если иметь в виду родной язык и родную речь) ценности, своеобразному хранилищу общечеловеческой культуры и способу передачи культурных ценностей последующим поколениям. Такой подход позволяет, с одной стороны, воспитать у учащихся внимательное и бережное отношение к языку и речи, носителями которых они являются, а с другой стороны, сформировать у них активную жизненную позицию, потребность активной культурной деятельности. Необходимо также учитывать, что язык и речь являются не только способом хранения информации, но инструментом мышления человека. Поэтому одной из важнейших целей формирования развивающей речевой среды становится расширение доступного учащимся понятийного аппарата, способствующее, в свою очередь, формированию «образа мира, в слове явленного».

В контексте этих преобразований необходимо говорить о том, что в результате создания развивающей речевой среды формируется компетентная личность, которой присуща интегральная (целостная) компетентность, включающая в себя такие частные виды, как ценностно-рефлексивная, социально-продуктивная, коммуникативная, информационно-технологическая, личного самосовершенствования, учебно-познавательная, общекультурная.

Факторы, определяющие необходимость изменения образовательной программы

  1. Направленность системы воспитательной работы школы на формирование петербуржца: с высоким уровнем речевой культуры  в первую очередь связывается образ интеллигента, истинного петербуржца.
  2. Состояние современной речевой и языковой среды, характеризующейся исследователями в этой области как  среды, для которой свойственны противоречивые тенденции: с одной стороны, субстандартизация, люмпенизация, проявляющаяся в неоправданном использовании варваризмов, жаргонизмов, просторечной лексики и т.д., а с другой стороны, увеличением личностного начала в речи,  неприятием бюрократического языка, поисками новых средств выразительности и образности речи, спонтанностью речи не только при непосредственном общении, но и в ситуации устного публичного выступления, что требует высокого уровня владения речевыми умениями.
  3. Расхождение критериальных норм хорошей и правильной речи у различных групп населения, что может проявиться и в расхождении критериальных норм участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей-предметников и учителей русского языка и литературы.
  4. Актуальность поиска решения проблем, связанных с развитием языка и речи в постиндустриальном информационном обществе; обществе, в котором функционируют не личности, а социальные роли, что приводит к значительному упрощению речевых ситуаций и используемых языковых формул и – как следствие – к упрощению картины мира в целом.
  5. Неоднородность состава учащихся. В соответствии с существующим законодательством, в школу, в заявительном порядке, могут быть приняты все желающие. Местонахождение школы (район, преимущественно застроенный в дореволюционную эпоху, обилие коммунальных квартир, массовое переселение в 70-80-х годах петербургской интеллигенции в «спальные» районы) в значительной степени определило её сегодняшний контингент. Другая серьёзная проблема, определяющая контингент учащихся, – это территориальная близость гимназий с похожими образовательными программами и необходимость выживания в условиях конкурентной борьбы.
  6. Отсутствием в образовательной программе продуманных методов осуществления преемственности в работе младшей, основной общей и средней (полной) школой.

Создание развивающей речевой среды возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива, коллективного педагогического субъекта, взаимосвязи между членами которого имеют два основных проявления:

  1. преемственность педагогов начальной, средней и старшей школы;
  2. взаимодействие учителей-предметников разных методических объединений.

Взаимодействие учителей-предметников разных методических объединений (II и III ступени обучения)

Всем участникам образовательного процесса сегодня понятно, что овладение языком как знаковой системой требует развития аналитических способностей ребёнка не меньше, чем изучение предметов политехнического цикла. Кроме того, каждый вид искусства тоже обладает той или иной знаковой системой. Всё это даёт возможность сближения «гуманитарных» и «технических» дисциплин. С другой стороны, изучение истории формирования современных научных взглядов позволяет осознать развитие дисциплин политехнического цикла как непременную составляющую развития цивилизации. Таким образом, целью инновационной деятельности является не только интеграция предметов политехнического цикла как «обслуживающих» преподавание гуманитарных дисциплин (например, работа с компьютером для увеличения интенсивности образовательного процесса), но и осознание всеми участниками проекта сущностной связи между условно разделёнными школьными предметами и формирование полноценной, всесторонне развитой личности ученика.

Не выходя за рамки образовательного стандарта и не создавая абсолютно новые учебные программы, педагогический коллектив ОУ ведёт работу, направленную на максимально возможную интеграцию учебных предметов.

С этой целью в рамках классно-урочной системы обучения возможны такие действия, как:

  1. работа по увеличению объёма активного словаря учащихся – разработана методика проведения словарных диктантов (Слова группируются по тематическому признаку; учащиеся обязательно должны пройти три этапа: «узнай значение слова», «запомни правописание», «употреби в своём тексте». В среднем звене – для отработки на уроках русского языка предлагаются термины и понятия, изученные на уроках истории, географии, биологии ит.д. В старших классах ученикам предлагаются списки выражений и понятий, характеризующих эпоху.);
  2. создание ученических проектных работ разного масштаба, проведение внутришкольных конференций по защите проектов; проведение интегрированных уроков и совместных мероприятий предметниками, преподающими разные учебные дисциплины;
  3. проведение интегрированных, основанных на цивилизационном подходе, системных занятий для 7-9 классов (проект «Дни цивилизации»: в течение 1-3 дней все уроки по всем предметам посвящены культуре определённого периода развития человечества, например, «День античной Греции», «Дни Византии» и др.; подведение итогов – совместное мероприятие с оформлением проекта).

В ходе внеурочной работы ОУ особый интерес представляют следующие традиционные для нашей школы виды деятельности:

  1. проект «Исторический класс»(работа в профильном историческом классе по учебному плану, согласованному с факультетом, занятия для учащихся школы, проводимые преподавателями Университета);
  2. летняя практика десятиклассников в Мемориальном музее «Царскосельский Лицей»;
  3. многодневные литературные семинары (в течение двух дней работа в группах, направленная не только на изучение творчества того или иного автора, но и эпохи, с которой связано творчество)
  4. литературная Ассамблея.

Литературный театр – явление, существующее в системе воспитательной работы школы № 27 более двадцати пяти лет. Театр не существует как некая постоянная труппа, состоящая из одарённых актёрскими способностями учеников, или театральная студия, весь год репетирующая один замечательный спектакль. Главная задача проекта – не в том, чтобы создать во всех отношениях совершенное сценическое действо, а в созидании классного коллектива, где каждый, беря на себя посильную роль (режиссёра, актёра, декоратора, музыкального оформителя), несёт ответственность перед коллективом за достойное её исполнение.

В мероприятии участвуют четыре старших класса школы и – в качестве зрителей – ученики восьмых-девятых классов и выпускники школы. Все участники заранее получают тему будущей ассамблеи, условно объединяющую все выступления. Каждый класс готовит свой спектакль (рассчитанный примерно на 20-30 минут), обязательно опирающейся на литературный – высокохудожественный – материал. Необходимость выбрать текст художественного произведения, адаптировать его для постановки силами своего класса, определить исполнителей ролей и, наконец, выучить текст и произнести его со сцены заставляет учащихся гораздо глубже проникнуть в тайны авторского замысла, чем обычное изучение произведения на уроках литературы. В большинстве случаев классный руководитель, учитель литературы и другие взрослые оказывают ученикам помощь в подготовке выступления. Ассамблея носит характер внутреннего соревнования, по результатам которого каждый класс получает один из переходящих призов, главным из которых является Золотая Роза. Следует отдельно сказать о том, что, хотя сами соревнующиеся не лишены права голоса при распределении призов, главными членами жюри являются представители педагогического коллектива. Естественно, что выбор призёров определяется не только качеством предложенного театрального действа, но и причинами воспитательного характера.

          Таким образом, развивающая речевая среда выступает основой формирования компетентной личности, что и является целью инновационных преобразований. Формирование целостной картины мира является одной из ведущих задач деятельности современной школы. Ближайшими результатами работы в рамках инновационной деятельности должны стать стабильные позитивные изменения в состоянии речи субъектов образовательного процесса,  повышение уровня общешкольной культуры, разработка новых образовательных технологий;  формирование у учащихся и педагогов интереса и потребности в совершенствовании речевых умений (слушании, говорении, чтении, письме, в понимании обращённой речи, в умении через речь предъявлять себя, свою картину мира).