Школа №27
 A  A  A

Завирская И.В.«Мир подростка и подросток в мире» (внеклассное чтение на английском языке в 5-7 классах)

Уроки-дискуссии

Данная методическая разработка посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.

В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, сформированные в предыдущие годы обучения, а также формируют новые, например, овладение ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения.

На наш взгляд, этот процесс затрудняется недостаточным количеством связных, законченных текстов для чтения, которые предлагаются авторами учебников по иностранному языку. В частности, отсутствуют художественные тексты, которые могли бы быть интересны учащимся, поднимали бы важные проблемы и были  написаны языком художественной литературы. Ни для кого не секрет, что современные дети мало внимания уделяют чтению, а на изучение иностранного языка они мотивированы родителями, так как знание языка сегодня является обязательным для каждого образованного человека, оно помогает вести общение в современном мире, не имеющем границ. Именно поэтому в качестве материала для чтения предлагаются адаптированные тексты разных жанров английских и американских авторов, призванные мотивировать к чтению, к обсуждению нравственной проблемы и дальнейшему знакомству с многообразием мировой культуры.

 Литературные произведения были подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и их популярности у современного подростка. По многим шедеврам художественной литературы были созданы фильмы, которые с удовольствием смотрят дети. Это является определенным стимулом для дальнейшей работы с сюжетом, но уже в форме текста.  Дети приступают к чтению без страха, то есть не боятся не справиться в силу незнания английских слов или грамматических конструкций.  В частности, это «Песнь о Гайавате» Г.У.Лонгфелло,  «Приключения Тома Сойера» М.Твена, «Хоббит, или туда и обратно» Дж.Р.Р.Толкина, «Вельд» Р.Бредбери, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг.  Разные по жанрам произведения объединены авторами уроков одной темой - «Нравственный выбор героя».

Чтение выше перечисленных художественных произведений на иностранном языке носит практический характер. Например, переход от чтения текста, который содержит новый для учащихся сюжет, к его последующему обсуждению с использованием уже известных  лингвистических средств и средств, которые учащиеся почерпнули из текста. Последующее закрепление лексико-грамматического материала дает право говорить о развитии коммуникативной компетенции, к которой мы так стремимся на уроках иностранного языка.

Использование на уроках английского языка текстов для чтения способствует повышению навыков устно-речевого общения, расширяет запас языковых средств, обеспечивает материалом для дискуссии, позволяет найти примеры, иллюстрирующие аргументы учащегося, формирует нравственную позицию, дает представление о жизни в других странах, в другое время.

Название литературного произведения,

жанр

Лексика

Грамматика

Страноведение

Какая нравственная проблема решается

«Песнь о Гайавате»

(миф)

Животные,

Растения

Прошедшее Простое время

Североамериканские

индейцы

Место человека в мире

«Приключения Тома Сойера»

(повесть)

Досуг,

Распорядок дня

Страдательный Залог

Северная Америка

Место ребенка в обществе

«Хоббит, туда и обратно»

(фэнтези)

Ландшафты

Внешность

Прошедшее Простое время,

Настоящее Совершенное

время

Скандинавская мифология

Поиск себя, самоопределение

«Вельд»

(фантастический рассказ)

Технологии,

Природа и ее звуки

 

Африка

Жестокость общества потребления

«Гарри Поттер»

(литературная сказка)

Сущность и характер человека

Придаточные предложения причины,

Условные предложения

Великобритания,

Школы-пансионы

Роль Ученика в жизни Учителя,

Учитель в жизни Ученика,

Зло внутри себя

«Убить пересмешника»

(воспитательный роман)

Преступление и наказание

Прошедшие времена

Северная Америка,

Расовые предрассудки

Проблема толерантности

«Любовь к жизни»

(рассказ)

Природа

Человеческие качества

Прошедшие времена

Северная Америка,

«золотая лихорадка»

Нравственная сила

 

 

«Счастливый принц»

(рассказ)

Чувства и эмоции

 

 

Проблема красоты внешней и нравственной

«Айвенго»

(рыцарский роман)

Рыцарство

Прошедшие времена

Средневековая Англия

Проблема благородства

«Приключения Шерлока Холмса»

(детективный рассказ)

Действия (глаголы)

Прошедшие времена,

Used to

Англия, конец XIXв

Быт различных слоев населения

Торжество разума