Школа №27
 A  A  A

А.Ф.Дмитриева, Н.С.Волкова. Литературная игра «Преображение прошлого в памяти. Образ России в литературе русского зарубежья»

Цель и задачи мероприятия:

·        привлечение внимания обучающихся к творческому наследию писателей русского зарубежья;

·        создание условий для интеллектуального самовыражения школьников;

·        приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

·        чередование индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, повышения уровня коммуникативной культуры.

 

Форма проведения: игра по станциям.

Организация игры.

Игра заключается в передвижении по станциям. Все команды выполняют одинаковые задания на каждой станции. Время работы регламентируется.
По окончании игры проводится презентация.

Оформление:

На дверях кабинетов вывешиваются названия станций. На станции «Я слышу…» должен быть проигрыватель для прослушивания дисков. Художником понадобятся краски, кисти, уголь, пастель и ватман.

Учащиеся собираются в актовом зале или рекреации и делятся на 4 команды. Из каждой команды выбирается  по одному художнику. Им предстоит нарисовать то, что «соберут»  участники  .  В каждой команде выбирается капитан, которому вручаются заранее подготовленные маршрутные листы для участников  и  план игры (см.: приложение) с указанием промежуточных литературных станций путешествия ,времени и № кабинетов, где располагаются станции.(5 мин)

Учителя - ведущие сообщают тему игры и произносят вступительное слово.(5 мин)

Каждая команда отправляется на  указанную в путевом листке станцию . Ребят встречают ведущие и излагают  им  задание.

Станция «Моя Россия»

(Это первая   для всех команд  станция.  Если в игре принимают участие два класса, то можно объединить их по 2 команды в двух кабинетах  .  Если играет один класс, можно объединить 4 команды в одном кабинете.)

Ведущий раздает  участникам чистые листы формата А4 , просит подписать их (Ф.И.) и озвучивает задание:

1.Запишите слова - ассоциации к словосочетанию «моя Россия» в 2 столбика:

+ -
В  первый столбик записываются слова , связанные с положительными впечатлениями, во второй-  с отрицательными.

(Дети задумались, немного растерялись .  Ведущий напоминает , что на это задание дается 5 минут, еще раз объясняет, что слова могут быть не только именами существительными, что можно записывать  словосочетания…)

2. Зачитайте слова-ассоциации из первого столбика.( 5 мин.)

Ведущий просит зачитать  слова-ассоциации  одного человека из каждой команды.

( Ребята поднимают руки, многие хотят выступить. Если желающих прочитать много,  выбирает капитан.  В  небольших командах зачитать слова может каждый участник.)

Пока один ученик читает, остальные внимательно слушают и  понравившееся слово - ассоциацию могут вписать в свою таблицу.

Варианты ответов детей:

Красота, природа, Петр I, искусство, родина, Кремль, семья, шум дождя, пение птиц, русская музыка, река, гусли, гимн, вера в себя, богатая история, доброта, береза, храм, армия, вера в людей, шелест листьев, тайга, архитектура, Санкт- Петербург  и др.

3.Зачитайте слова - ассоциации из второго столбика.5 мин.

Варианты ответов детей:

Грязь, гниль, разруха, рев машин, пробки, жестокость, уничтожение природы, алкоголики, бомжи, мат, ужасные законы, бедность, мусор, коррупция, история, много иностранцев, бездомные животные, бандиты, война и др.

4.Напишите миниатюру «Моя Россия», используя слова-ассоциации из таблицы. Время работы- 15 мин.

5.Зачитайте работы (по 1 человеку из команды).

6.Сдайте миниатюры.

Ведущий собирает миниатюры, затем команды расходятся по станциям. Маршрутные листы  каждый несет с собой.

 

Станция «Я вижу…» («Хорошо глядеть на все это сверху – видеть у себя под ногами верхушки березы»)

Задача данной станции – предложить детям увидеть Россию глазами писателей русского зарубежья. На столе для работы тексты:

И. Бунин «Над городом», «Матери», «Окаянные дни» ( фрагмент)

И.Шмелев «Солнце мертвых» (фрагмент)

В. Ходасевич «Смотрю в окно и презираю…»

З.Гиппиус «Сейчас»

Ведущий встречает ребят в классе и сообщает задание:

Прочитайте тексты данных авторов и выпишите в  маршрутные листы (Станция « Я вижу») зрительные образы  России, которые встречаются в этих произведениях. (15 мин.)

Станция «Я слышу…» («Сквозь дикий грохот катастроф…»)

На этой станции детей ожидает музыка Рахманинова (напр. Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром) и  следующие тексты:

И.Бунин «Над городом», «У птицы есть гнездо…», «Окаянные дни» (фрагмент)

В.Ходасевич «Сквозь дикий грохот катастроф…»

З.Гиппиус «Родине», «Осенью»

Задача данной станции – услышать Россию в текстах данных авторов. Ведущий встречает ребят, кратко рассказывает об авторе музыки, которая звучит, и озвучивает задание:

Прочитайте и выпишите в маршрутные листы то, что вы услышали в этих текстах .(15 мин).

Станция «Я чувствую…»(Тоска по Родине. Давно разоблаченная морока. Мне совершенно все равно…»)

Задача данной станции – написать о чувствах  словами тех авторов, чьи тексты предлагаются для прочтения:

И.Бунин «Свет незакатный», «Семнадцатый год», «Окаянные дни» (фрагмент)

Дон Аминадо «Знайте»

З.Гиппиус «Знайте»

М.Цветаева «Тоска по Родине. Давно…»

С.Черный «Те, кто страдает гордо и угрюмо…»

Ведущий  озвучивает задание:

Прочитайте тексты и выпишите в  маршрутные листы (Станция « Я чувствую…») то, что чувствовали авторы этих строк.  (15 мин.)

Станция «Я удивляюсь…» («Была когда-то Россия…»)

Задача станции – удивиться вместе с авторами, чьи тексты предлагаются для прочтения:

И.Бунин «Подснежник», «Окаянные дни»(фрагмент)

М.Волошин «Гражданская война»

Г.Иванов  «Хорошо, что нет царя»

З.Гиппиус «Если»

М.Цветаева «Страна»

Ведущий сообщает задание:

Прочитайте тексты и выпишите то, что вас удивило в них (слова, словосочетания). ( 15 мин.)

 

Станция «Я понимаю…»

Это последняя для каждой команды станция. Ребята оказываются в тех кабинетах, где создавались миниатюры «Моя Россия».Ведущий встречает команды , раздает подписанные миниатюры  и новые чистые листы, озвучивает задание:

 

1.Внимательно рассмотрите материал, который вы собрали на станциях.

2.Используя как можно больше слов и выражений, которые удалось записать, создайте миниатюру «Образ России в литературе русского зарубежья» (15 – 20 мин.)на черновике (можно на том листе, на котором писалась первая миниатюра)

3.Перепишите на чистовик (для этого раздавались чистые листы формата А4 ) обе миниатюры, сделайте вывод, в котором можно, например, сравнить вашу России  и Россию  эмигрантскую.(10 мин)

 

(Сочинения готовы , можно отправляться в актовый зал для презентации. Художники готовятся рассказать о своей работе , остальные будут зачитывать сочинения)

Варианты работ:

1.«Моя Россия – мир природы, свист ветра, звуки леса, гром, пение птиц и свет заката.

Моя Россия – история отдельных судеб и целых народов, поток событий, мир, войны, бунты, смута.

Моя Россия – дом родной, тихий ночной парк, Санкт- Петербург, Нева, садов ограды.

А Россию времен революций я вижу пустой, мрачной, бунтующей, но в то же время слабой.  Люди в каком- то замешательстве и, словно одержимые, собираются в толпы, кричат о свободе, о «правде»; рушатся храмы, расстреливаются  люди – народ губит сам себя.

Писатели и поэты русского зарубежья видели Россию этой эпохи далекой, разрушенной, уже более не существующей; одни верили в скорое « воскрешение» страны, другие с жестокостью и сарказмом говорили в своих стихах: «Хорошо, что нет Царя .Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. »

Но полнее всего это время описано в дневниках  И.А.Бунина « Окаянные дни». Он рассказывает обо всех ужасах тех дней, приводит отрывки из газет, осуждает власть большевиков, раздумывает о будущем.

Я надеюсь на светлое будущее своей страны и на то, что такие события более не омрачат ее истории. »

2. «В моей России оживает образ войны. Сейчас идет внутренняя война. О ней не скажут в новостных блоках, но это не отрицает ее существования. Она есть. Каждый идет здесь своей дорогой… В стране много грязи. Ее вливают в нас с интернетом, телевизором и алкоголем. Идет пропаганда  греха, и русские люди гниют изнутри.

Но осталась природа, красота, тихие крики птиц… Это значит, что мы еще не умерли. Еще ходим под Богом, под Его взором. И мы не сломаемся.

Трудно не согласиться с авторами, которые писали на рубеже 19-20 вв. В каждом произведении мы видим  сегодняшнюю Россию.  Мрак, грязные улицы, мертвые в душе люди . Люди, подобные животным, иногда даже хуже. Слышны голоса птиц, крики рабочих и городской шум.

Колокольный звон гонит наружу чувства верных. Просто знаю и чувствую одно – Россия не умрет. Россия будет жить, пока живы мы. Пока жива наша память.»