Шаркова О.А. Экскурсионный урок как возможность включения учащихся в пространство музейной школьной экспозиции
Филология и образование: междисциплинарный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Волхов, 27-28 марта 2012 года г./ - СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2013.
В современной методической музееведческой литературе рассматривается проблема образовательной среды музея, включающей экспозиционное пространство, с которым контактирует зритель. Экспозиционное пространство школьной музейной экспозиции становится образовательным в том случае, если оно включается в учебный процесс. Из каких составляющих складывается экспозиционная среда? Она не может существовать без подлинных предметов. В первую очередь внимание преподавателей к школьной музейной экспозиции привлекает подлинность культурных текстов, возможности взаимодействия с ними учащихся.
К вторичным источникам информации в экспозиционной среде относится слово экскурсовода, аннотации, стенды. Музейный педагог становится помощником, раскрывающим язык старинных предметов: их предназначение, смысл бытования, особенности декора.
В данной статье главная задача автора – рассмотреть возможные варианты включения пространства и среды музейной школьной экспозиции в работу с учащимися младшей и средней возрастной группы.
Для включения экспозиционной среды музея в образовательное пространство школы, для использования её на уроке (чаще всего – на уроке истории и культуры Петербурга, на уроке мировой художественной культуры) необходимы определенные условия. Экскурсионный урок должен быть включен в тематическое планирование; он должен раскрывать основную тему урока, придавая ей дополнительные смысловые оттенки; экскурсионный урок должен строится по принципу диалога учащегося с подлинным музейным экспонатом.
Подлинность музейного экспоната, история его появления в школьном музее, определение его предназначения привлекают внимание учащихся и пробуждают интерес к изучению экспонатов.
В данной статье на примере двух экскурсионных уроков представлены возможности включения учащихся в историко-культурный диалог с предметами, находящимися в пространстве музейной школьной экспозиции.
Экскурсионный урок «Предмет в пространстве музея»
Библиография к уроку
- «Я познаю мир» (Детская энциклопедия история вещей) М. 1998;
- Игрушки петербургских детей (Буклет ГМИ Санкт-Петербурга) СПб. 2006;
- Город, открываемый заново (Научно-методический сборник). СПб. СМИО Пресс 2006;
- Магия бисера. Каталог выставки. СПб. 2001.
- Уличное освещение Петербурга (Буклет. ГМИ Санкт-Петербурга) СПб. 2005.
Задачи урока:
На примере экспонатов постараться показать учащимся (7 лет), что предмет в пространстве музейной экспозиции может стать историческим источником; на основе анализа музейного экспоната собрать объективную информацию о предмете: форма, цвет, размер, структура, материал.
На основе личного опыта учащихся и полученной информации интерпретировать возможности использования данного предмета, дать ответы на вопросы:
- О чем может рассказать обыкновенная вещь?
- Какую информацию несут вещи о своем владельце?
- Как меняется вещь, попадая в музей?
Вопросы для обсуждения:
- Каковы изменения вещи с течением времени? (Изменение формы, изменение функционального назначения; усовершенствование вещи с помощью открытий ученых).
- Какие качества приобретает вещь, попадая в музей?
- Что такое музей? (здание, экспозиция, музейные профессии).
- Итак музей – это особое пространство . Какие предметы могут попасть в музей? (Варианты ответов: старинные, интересные предметы; предмет, принадлежавшие великому человеку).
Вопросы учащимся:
В пространстве нашей музейной экспозиции есть предметы быта старинной гимназии. Пожалуйста, назовите их.
О чем они могут рассказать посетителям?
Показ предметов. Каждому предмету дается краткая характеристика:
- каково назначение предмета?
- из какого материала он сделан?
- каким образом предмет мог служить на уроке в гимназии?
- старинные деревянные счеты;
- колокольчик, возвещавший начало урока;
- ручка со вставным пером;
- стальные перышки;
- дорожная медная чернильница.
Показ предметов школьного быта:
Элемент лекции на уроке: рассказ преподавателя на тему «О чем может рассказать обыкновенная ручка?» (по материалам книги «История вещей. Я познаю мир»).
В ходе рассказа учащиеся получают представление о том как усовершенствовать пишущие перо с течением времени.
- Гусиное перо: его достоинства и недостатки;
- Металлическое перо и ручка-вставочка;
- Остроконечное канцелярское перо;
- Изобретение шариковой ручки – открытие венгерского химика Иозефа Биро; паста – основной секрет шариковой ручки; Паркер – владелец крупного предприятия по производству ручек; первая советская шариковая авторучка, изготовленная в Ленинграде в 1949 году.
Итак, история обыкновенной ручки дает нам возможность понять, как вещь меняется с ходом времени. Новые изобретения делают жизнь людей более комфортной и удобной; а музей помогает узнать историю вещи: как она выглядела много лет назад? Каким образом она служил людям? Почему с годами было решено ее усовершенствовать?
В школьном музее есть старинные вещи, которые нам помогают представать, какой была жизнь в первой половине ХХ века.
История каждой вещи, находящейся в экспозиции музея, помогает понять, как изменились вкусы людей, их манера себя вести; как изменились традиции встречи гостей; оформления интерьера.
Давайте попробуем ответить на вопрос: О чем может рассказать обыкновенная вещь, находящаяся в музее, в его экспозиции?
Для этого постараемся сравнить, как выглядит старинная вещь в экспозиции музея и как она выглядит в наши дни? Каким образом она была усовершенствована с течением времени?
Показ и обсуждение:
1) Дорожная медная чернильница.
2) Маленький чугунный утюжок для глажения кружев.
Вопрос учащимся: а как выглядит утюг, который находится у Вас дома? В чем Вы видите их отличие?
3) Как Вы думаете: с какой целью использовалась чернильница в дороге?
Показ и обсуждение:
Сундук. Для каких целей использовался этот предмет?
(Варианты ответов: для хранения теплых зимних вещей; для хранения скатертей и тканей; для хранения посуды).
Вопрос учащимся: а где мы храним вещи сейчас? Есть ли в наши дни сундуки в домах и квартирах?
Показ: крупная шляпная коробка. О чем она может рассказать: какие были в моде шляпы в начале ХХ века? Как изменилась мода в наши дни?
Заключение занятия – поиск ответа на вопросы:
- О чем может рассказать обыкновенная вещь, если она попала в пространство музея? Разумеется, о том, как меняется время; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила людям.
Работая в парах, учащиеся составляют связный рассказ об одной из старинных вещей, о которых шла речь.
Время на подготовку высказывания – 5 минут; перед каждой парой учащихся на столе находится предмет, о котором они составляют рассказ.
Экскурсионный урок «Страницы истории старинной гимназии»
Возраст учащихся: 12 лет.
Урок проводится в пространстве музейной школьной экспозиции.
Развивающая цель – научить учащихся находить и осмыслять информацию «опредмеченную» в объектах окружающего мира (экспонатах музея), а также использовать её для формирования собственного суждения.
Задачи урока:
1) способствовать развитию аналитического мышления учащихся и повышению уровня культуры каждого из них;
2) содействовать овладению конкретными методами взаимодействия с предметами в музейной среде (экспонаты – предметы бытовой культуры старинной гимназии);
3) создать условия для накопления индивидуального опыта восприятия предметов в «потоке времени» и в пространстве культуры и как следствие – условия для создания собственного связного высказывания.
В начале урока перед учащимися ставится цель - поиск ответа на вопросы: могут ли обычные вещи гимназического быта стать экспонатами музея? О чем могут рассказать исторические источники – предметы обихода старинной гимназии, старинные фотографии?
Во вступительном слове преподаватель напоминает, что Василеостровская женская гимназия была основана 14 ноября 1858 года; её основательницей стала императрица Мария Александровна – супруга императора Александра II. Деятельность императрицы положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских гимназий.
Необходимо обязательно объяснить значение слова «всесословная»: кто учился в гимназии? Это девочки с 9 лет, дочери чиновников, учителей, офицеров; дочери купцов и ремесленников; дочери нижних военных чинов – унтер-офицеров.
Далее один из учащихся делает сообщение на тему «Императрица Мария Александровна: её роль в развитии гимназического образования».
Слово преподавателя:
Василеостровская женская гимназия была в союзе учителей женских гимназий Ведомства императрицы Марии. Исторический адрес гимназии 9 линия, дом 6.
В конце 1857 года профессором Н.А. Вышнеградским был составлен проект новых учебных заведений - женских гимназий. Учебная программа преподавания должна была быть серьезной и разнообразной. Предметы делились на обязательные (Закон Божий, русская словесность, история, география) и необязательные (рукоделие, рисование, чистописание). Плата за обучение составляла 25 рублей в год; желающие изучать иностранные языки (французский, немецкий) доплачивали 5 рублей в год.
Для помощи нуждающимся ученицам было создано общество вспомоществования, капитал которого складывался из членских взносов.
Учащимся задаются вопросы на которые они отвечают, сравнивая свой личный опыт с распорядком дня старинной гимназии: в какое время начинался учебный день? Как оценивались знания? Что такое 12-ти балльная система оценки знаний? (баллы от 12 до 8 – «отлично», «весьма хорошо»; баллы от 7 до 5 – «удовлетворительно»). Что значит девиз гимназии: «забота о детях и уважение»?
Задание №1
На столе перед учащимися демонстрируется копия аттестата выпускницы Василеостровской женской гимназии Зинаиды Филатовой (выпуск 1908 года). Учащимся задаются вопросы для размышления:
- Определите, пожалуйста, значимость предметов в учебном плане?;
- Какую информацию о своей владелице несет аттестат?
- Анализируя текст аттестата учащиеся приходят к выводу, что успешно окончившие гимназию девушки получали звание «домашней наставницы» и становились учительницами (по желанию).
С течением времени менялась гимназическая программа – был расширен курс математики и естественных наук (естествознание – основа химии и физики); изучение иностранных языков стало обязательным.
Задание №2
Перед учащимися на столе разложены копии старинных фотографий в файлах. Преподаватель задает вопросы для размышления: старинная фотография – важный и интересный исторический источник. Почему мы можем так сказать? Какие возможности дает нам старинная фотография? Слово предоставляется каждому учащемуся; в течение 7-10 минут ведется обсуждение. Далее по ходу занятия каждый учащийся получает следующее задание
Составить рассказ по фотографии.
- Почему мы можем сказать, что на фотографии старинная гимназия, а не современная школа?
- Что Вы можете сказать о форме гимназисток?
- Где сделана фотография? (в каком классе, в каком кабинете)
- Какие предметы на фотографии обратили на себя Ваше внимание и почему?
- Как Вы думаете, по какому поводу сделана фотография?
Работа ведется в парах; время на подготовку – 5 минут, после этого предоставляется слово одному из учащихся каждой пары.
Слово преподавателя:
Старинная фотография дает нам возможность увидеть воочию мир старинной гимназии – лица гимназисток, пространство класса, старинные предметы. Может ли старинная вещь быть экспонатом музея? Какими качества ми должна обладать вещь, чтобы стать экспонатом музея?
Задание №3
На столе Вы видите старинные предметы. Выберите из них два предмета, которые соответствуют Вашей фотографии. Может быть, такие предметы Вы видите в руках у гимназисток? Может быть, такие предметы находятся рядом с гимназистками на фотографии?
Работа ведется в парах; время на подготовку - 3 минуты. Далее следует опрос; выводом являются ответы на вопросы: На каком уроке могли быть использованы эти предметы? О чем может рассказать старинная вещь? Каким образом она может помочь историку?
Далее в ходе занятия – заранее подготовленное сообщение «Русские счеты».
Задание №4
В заключение урока происходит аналитическая беседа, в которой участвуют учащиеся и преподаватель; основываясь на рассказах, составленным по старинным фотографиям ведется обсуждение и поиск ответов на вопросы:
- Какие науки изучают прошлое?
- Предмет-> Экспонат -> Музейная коллекция – воссоздают картину прошлого. Каким образом обычные вещи становятся экспонатами музея? Какими качествами и свойствами музейная вещь должна обладать? С какой целью люди посещают музей? Каким образом картина прошлого, воссозданная в музейной экспозиции может помочь историку и краеведу?
Обсуждение помогает сделать итоговый вывод урока.
Таким образом, виды взаимодействия учащихся с экспонатами зависят от задач экскурсионного урока, от его тематической связи с предметами школьной программы. Как правило, у музейного педагога есть несколько вариантов экскурсионных уроков по сложности.
В основе экскурсионного урока для учащихся младшей и средней возрастной группы – аналитическое осмысление старинного предмета как памятника истории и культуры, сопоставительный анализ нескольких предметов. Обязательной составляющей подобного урока является обсуждение впечатлений и выводов учащихся после каждого задания.
Экскурсионные уроки способствуют развитию аналитического мышления учащихся; развитию индивидуального опыта восприятия предметов в «потоке времени» и в культурном контексте, а также формированию навыка составления связного монологического высказывания.