Розмыслова Л.В. Интегрированные элективные курсы: «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла: изобразительное искусство и литература», «Основы исследовательской деятельности» и «Импрессионизм как метод изображения действительности в творчестве И.Бунина»
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, авторами которой являются А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков, заявлено: « Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях».
В ФГОС требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы связывает с развитием следующих компетенций:
- личностных (включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности);
- метапредметных (включающих освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- предметных (включающих освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области).
В связи с выше изложенной ситуацией в основу современного образовательного процесса положен гуманистический принцип, направленный на приобщение личности к общечеловеческим ценностям, развивающий индивидуальную культуру человека, осознание им собственной уникальности, самоценности и возможности творческой самореализации.
В настоящее время особое значение для теории и практики обучения приобретает изменение подходов к формированию картины мира у учащихся, воспитывающихся в условиях поликультурного пространства мегаполиса.
В программе духовно-нравственного развития важное место занимает развитие коммуникативной культуры, выступающей как педагогическая метацель преподавания литературы, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Это становится целью на уровне личностных результатов.
В условиях совершенствования структуры и содержания общего образования одним из важнейших направлений в поиске новых путей развития образования школьников является разработка и экспериментальная апробация структуры и содержания гуманитарных дисциплин, в частности, предметов «Русский язык» и «Литература».
Предлагаемые элективные курсы «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла: изобразительное искусство и литература» и «Импрессионизм как метод изображения действительности в творчестве И.Бунина» разработаны для ознакомления с синтезом ИЗО и литературы, формирования эстетического вкуса и эстетического мышления учащихся 8-9 классов и проявления объектного начала в произведениях литературы и ИЗО как основы интеграции их в процессе углублённого изучения предметов гуманитарно-художественного цикла в 10 –11 классах. Целью этих курсов является формирование у учащихся филологических и эстетических взглядов.
Каждый гуманитарный учебный цикл имеет:
- базовую (обязательную) часть и
- вариативную, устанавливаемую ГБОУ.
Базовая часть цикла (инвариантная) включает дисциплины: «Лингвистика», «МХК», «Литература» по учебным пособиям, соответствующим государственным стандартам для базовых программ 8-11 класс:
( для «Литературы» Литература «Просвещение» под редакцией В.Я.Коровиной).
Базовая часть профессионального цикла (вариативная) предусматривает изучение дисциплины «Исследовательская деятельность»
Компетентностная (инвариантная) модель, направлена на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Задачи данных элективных курсов:
- сопоставление выразительных средств изобразительного искусства и литературы
- раскрытие разницы в подходе поэта, писателя и художника к созданию образной системы
- дать знания, умения и навыки в реализации научно-исследовательской деятельности учащихся в области филологии и словесности.
Содержание курса структурировано по разделам, каждый из которых охватывает конкретный уровень восприятия данного явления:
1 раздел –«Соотношение цвета с психологией и искусством»
2 раздел - «Основные цвета : монохромность и полихромность.»
3 раздел – «Цвет и слово»
4 раздел – «Цветовой эпитет и цветовая символика».
Каждый раздел содержит темы с кратким изложением основных положений лекций и списком научно-методической литературы по представленной проблеме.
В приложении прилагаются схемы. Учебно-методический план предлагает примерную модель реализации программы: количество часов, формы обучения и формы контроля.
Таким образом, в основе данных элективных курсов лежит технология метафорического рисованиями. Сущность данной технологии состоит в том, что код литературного текста (образы, средства выразительности, (эпитеты, метафоры, олицетворение и т. д.)), передающие позицию автора, раскодируются через средства выразительности живописи (цвет, предметы, перспектива, материал, техника, композиция и т. д.)
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» предназначена для организации профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением иностранных языков, литературы и истории. Программа способствует повышению целостности обучения по предметам гуманитарной (филологической) направленности. Она строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в данной области состоит в том, что её материал подобран в соответствии с вузовскими программами, но с учётом возрастных особенностей старшеклассников и их загруженности.
Цель программы: через усвоение содержания курса стимулировать интерес к исследовательской деятельности, пробудить потребность в дальнейшем, более глубоком анализе текстов гуманитарных дисциплин в высшей школе.
Задачи программы: расширить представления учащихся о литературном процессе; научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, вводя ученика в художественный мир писателя; научить воспринимать текст литературного произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора; обратить внимание на преемственность традиции и их обновление; раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера; содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров; показать значение мирового исторического процесса для русского искусства; использовать возможности литературы, истории, лингвистики для нравственного и художественного воспитания учащихся; подготовить к сдаче ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам.
Планируемые результаты элективного курса «Основы исследовательской деятельности» соотносятся системе требований «трёх Т».
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета элективного курса , являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважения к родной культуре и других народов;
- Метапредметные результаты изучения предметов «Литература», «Лингвистика», «МХК»
- умение находить проблему, её понимать и подбирать оптимальные способы решения (анализ, синтез, обобщение, аналогия и т.д.);
- умение работать с разными источниками;
- навыки исследовательской деятельности;
Предметные планируемые результаты:
- в познавательной сфере:
- понимание «картины мира», созданной художниками, музыкантами и писателями;
- умение анализировать произведения искусства (литература, живопись, музыка): понимать и формулировать тему, идею, приблизиться к осознанию замысла автора, осмысливать языковые особенности, систему образов;
- владение научной терминологией при написании и защите исследовательской работы;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой художественной культуры и русской культуры как её составной части;
- понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к произведениям живописи, литературы и музыки , их оценка и возможность собственной интерпретации изученных произведений;
- в коммуникативной сфере:
- осмысленное и адекватное восприятие произведений мировой художественной культуры, в том числе и литературы;
- умение вести диалог и описывать произведения искусства; выполнять устные и письменные высказывания, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, реферативные, творческие и исследовательские работы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы, изобразительного искусства, музыки;
- · формирование эстетического вкуса.
При отборе материала программы учтены представления об основных понятиях процесса исследования (актуальность, проблема, гипотеза, предмет исследования, объект исследования и.т.д.). Внутри каждого тематического блока учебный материал структурирован следующим образом: формулируются общие положения, характеризующие понятие исследования, приводятся примеры использования этих понятий в исследовательской деятельности, применение данного понятия к исследованию учащегося. Этот материал может быть представлен в виде лекций учителя, сообщений, рефератов и докладов, семинаров.
Программа дает возможность (по желанию учителя) повторить теоретико-литературные понятия, которые должны быть освоены на завершающем этапе школьного образования.
Важнейшими методическими приемами являются: актуализация материала в сопоставлении с аналогичными фактами истории русской культуры и литературы с зарубежной культурой и литературой; жанровый (исторический) анализ текста, культурологическое значение произведений, лингвистический анализ текстов, краеведческий анализ.
Таким образом, в основе данного элективного курса лежит технология подготовки учащихся к исследовательской деятельности. Данная технология универсальна и может быть использована не только при работе с гуманитарными текстами (лингвистика, литература, живопись, музыка, МХК), но и в работе с естественно-научными текстами (физика, биология, химия, алгебра, геометрия, информатика).