Завирская И.В.«Мир подростка и подросток в мире» (внеклассное чтение на английском языке в 5-7 классах)
Уроки-дискуссии
Данная методическая разработка посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.
В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, сформированные в предыдущие годы обучения, а также формируют новые, например, овладение ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения.
На наш взгляд, этот процесс затрудняется недостаточным количеством связных, законченных текстов для чтения, которые предлагаются авторами учебников по иностранному языку. В частности, отсутствуют художественные тексты, которые могли бы быть интересны учащимся, поднимали бы важные проблемы и были написаны языком художественной литературы. Ни для кого не секрет, что современные дети мало внимания уделяют чтению, а на изучение иностранного языка они мотивированы родителями, так как знание языка сегодня является обязательным для каждого образованного человека, оно помогает вести общение в современном мире, не имеющем границ. Именно поэтому в качестве материала для чтения предлагаются адаптированные тексты разных жанров английских и американских авторов, призванные мотивировать к чтению, к обсуждению нравственной проблемы и дальнейшему знакомству с многообразием мировой культуры.
Литературные произведения были подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и их популярности у современного подростка. По многим шедеврам художественной литературы были созданы фильмы, которые с удовольствием смотрят дети. Это является определенным стимулом для дальнейшей работы с сюжетом, но уже в форме текста. Дети приступают к чтению без страха, то есть не боятся не справиться в силу незнания английских слов или грамматических конструкций. В частности, это «Песнь о Гайавате» Г.У.Лонгфелло, «Приключения Тома Сойера» М.Твена, «Хоббит, или туда и обратно» Дж.Р.Р.Толкина, «Вельд» Р.Бредбери, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Разные по жанрам произведения объединены авторами уроков одной темой - «Нравственный выбор героя».
Чтение выше перечисленных художественных произведений на иностранном языке носит практический характер. Например, переход от чтения текста, который содержит новый для учащихся сюжет, к его последующему обсуждению с использованием уже известных лингвистических средств и средств, которые учащиеся почерпнули из текста. Последующее закрепление лексико-грамматического материала дает право говорить о развитии коммуникативной компетенции, к которой мы так стремимся на уроках иностранного языка.
Использование на уроках английского языка текстов для чтения способствует повышению навыков устно-речевого общения, расширяет запас языковых средств, обеспечивает материалом для дискуссии, позволяет найти примеры, иллюстрирующие аргументы учащегося, формирует нравственную позицию, дает представление о жизни в других странах, в другое время.
Название литературного произведения, жанр |
Лексика |
Грамматика |
Страноведение |
Какая нравственная проблема решается |
«Песнь о Гайавате» (миф) |
Животные, Растения |
Прошедшее Простое время |
Североамериканские индейцы |
Место человека в мире |
«Приключения Тома Сойера» (повесть) |
Досуг, Распорядок дня |
Страдательный Залог |
Северная Америка |
Место ребенка в обществе |
«Хоббит, туда и обратно» (фэнтези) |
Ландшафты Внешность |
Прошедшее Простое время, Настоящее Совершенное время |
Скандинавская мифология |
Поиск себя, самоопределение |
«Вельд» (фантастический рассказ) |
Технологии, Природа и ее звуки |
|
Африка |
Жестокость общества потребления |
«Гарри Поттер» (литературная сказка) |
Сущность и характер человека |
Придаточные предложения причины, Условные предложения |
Великобритания, Школы-пансионы |
Роль Ученика в жизни Учителя, Учитель в жизни Ученика, Зло внутри себя |
«Убить пересмешника» (воспитательный роман) |
Преступление и наказание |
Прошедшие времена |
Северная Америка, Расовые предрассудки |
Проблема толерантности |
«Любовь к жизни» (рассказ) |
Природа Человеческие качества |
Прошедшие времена |
Северная Америка, «золотая лихорадка» |
Нравственная сила
|
«Счастливый принц» (рассказ) |
Чувства и эмоции |
|
|
Проблема красоты внешней и нравственной |
«Айвенго» (рыцарский роман) |
Рыцарство |
Прошедшие времена |
Средневековая Англия |
Проблема благородства |
«Приключения Шерлока Холмса» (детективный рассказ) |
Действия (глаголы) |
Прошедшие времена, Used to |
Англия, конец XIXв Быт различных слоев населения |
Торжество разума |