А.Ф.Дмитриева, Н.С.Волкова. Литературная игра «Преображение прошлого в памяти. Образ России в литературе русского зарубежья»
Цель и задачи мероприятия:
· привлечение внимания обучающихся к творческому наследию писателей русского зарубежья;
· создание условий для интеллектуального самовыражения школьников;
· приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
· чередование индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, повышения уровня коммуникативной культуры.
Форма проведения: игра по станциям.
Организация игры.
Игра заключается в передвижении по станциям. Все команды выполняют одинаковые задания на каждой станции. Время работы регламентируется.
По окончании игры проводится презентация.
Оформление:
На дверях кабинетов вывешиваются названия станций. На станции «Я слышу…» должен быть проигрыватель для прослушивания дисков. Художником понадобятся краски, кисти, уголь, пастель и ватман.
Учащиеся собираются в актовом зале или рекреации и делятся на 4 команды. Из каждой команды выбирается по одному художнику. Им предстоит нарисовать то, что «соберут» участники . В каждой команде выбирается капитан, которому вручаются заранее подготовленные маршрутные листы для участников и план игры (см.: приложение) с указанием промежуточных литературных станций путешествия ,времени и № кабинетов, где располагаются станции.(5 мин)
Учителя - ведущие сообщают тему игры и произносят вступительное слово.(5 мин)
Каждая команда отправляется на указанную в путевом листке станцию . Ребят встречают ведущие и излагают им задание.
Станция «Моя Россия»
(Это первая для всех команд станция. Если в игре принимают участие два класса, то можно объединить их по 2 команды в двух кабинетах . Если играет один класс, можно объединить 4 команды в одном кабинете.)
Ведущий раздает участникам чистые листы формата А4 , просит подписать их (Ф.И.) и озвучивает задание:
1.Запишите слова - ассоциации к словосочетанию «моя Россия» в 2 столбика:
+ | - |
В первый столбик записываются слова , связанные с положительными впечатлениями, | во второй- с отрицательными. |
(Дети задумались, немного растерялись . Ведущий напоминает , что на это задание дается 5 минут, еще раз объясняет, что слова могут быть не только именами существительными, что можно записывать словосочетания…)
2. Зачитайте слова-ассоциации из первого столбика.( 5 мин.)
Ведущий просит зачитать слова-ассоциации одного человека из каждой команды.
( Ребята поднимают руки, многие хотят выступить. Если желающих прочитать много, выбирает капитан. В небольших командах зачитать слова может каждый участник.)
Пока один ученик читает, остальные внимательно слушают и понравившееся слово - ассоциацию могут вписать в свою таблицу.
Варианты ответов детей:
Красота, природа, Петр I, искусство, родина, Кремль, семья, шум дождя, пение птиц, русская музыка, река, гусли, гимн, вера в себя, богатая история, доброта, береза, храм, армия, вера в людей, шелест листьев, тайга, архитектура, Санкт- Петербург и др.
3.Зачитайте слова - ассоциации из второго столбика.5 мин.
Варианты ответов детей:
Грязь, гниль, разруха, рев машин, пробки, жестокость, уничтожение природы, алкоголики, бомжи, мат, ужасные законы, бедность, мусор, коррупция, история, много иностранцев, бездомные животные, бандиты, война и др.
4.Напишите миниатюру «Моя Россия», используя слова-ассоциации из таблицы. Время работы- 15 мин.
5.Зачитайте работы (по 1 человеку из команды).
6.Сдайте миниатюры.
Ведущий собирает миниатюры, затем команды расходятся по станциям. Маршрутные листы каждый несет с собой.
Станция «Я вижу…» («Хорошо глядеть на все это сверху – видеть у себя под ногами верхушки березы»)
Задача данной станции – предложить детям увидеть Россию глазами писателей русского зарубежья. На столе для работы тексты:
И. Бунин «Над городом», «Матери», «Окаянные дни» ( фрагмент)
И.Шмелев «Солнце мертвых» (фрагмент)
В. Ходасевич «Смотрю в окно и презираю…»
З.Гиппиус «Сейчас»
Ведущий встречает ребят в классе и сообщает задание:
Прочитайте тексты данных авторов и выпишите в маршрутные листы (Станция « Я вижу») зрительные образы России, которые встречаются в этих произведениях. (15 мин.)
Станция «Я слышу…» («Сквозь дикий грохот катастроф…»)
На этой станции детей ожидает музыка Рахманинова (напр. Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром) и следующие тексты:
И.Бунин «Над городом», «У птицы есть гнездо…», «Окаянные дни» (фрагмент)
В.Ходасевич «Сквозь дикий грохот катастроф…»
З.Гиппиус «Родине», «Осенью»
Задача данной станции – услышать Россию в текстах данных авторов. Ведущий встречает ребят, кратко рассказывает об авторе музыки, которая звучит, и озвучивает задание:
Прочитайте и выпишите в маршрутные листы то, что вы услышали в этих текстах .(15 мин).
Станция «Я чувствую…»(Тоска по Родине. Давно разоблаченная морока. Мне совершенно все равно…»)
Задача данной станции – написать о чувствах словами тех авторов, чьи тексты предлагаются для прочтения:
И.Бунин «Свет незакатный», «Семнадцатый год», «Окаянные дни» (фрагмент)
Дон Аминадо «Знайте»
З.Гиппиус «Знайте»
М.Цветаева «Тоска по Родине. Давно…»
С.Черный «Те, кто страдает гордо и угрюмо…»
Ведущий озвучивает задание:
Прочитайте тексты и выпишите в маршрутные листы (Станция « Я чувствую…») то, что чувствовали авторы этих строк. (15 мин.)
Станция «Я удивляюсь…» («Была когда-то Россия…»)
Задача станции – удивиться вместе с авторами, чьи тексты предлагаются для прочтения:
И.Бунин «Подснежник», «Окаянные дни»(фрагмент)
М.Волошин «Гражданская война»
Г.Иванов «Хорошо, что нет царя»
З.Гиппиус «Если»
М.Цветаева «Страна»
Ведущий сообщает задание:
Прочитайте тексты и выпишите то, что вас удивило в них (слова, словосочетания). ( 15 мин.)
Станция «Я понимаю…»
Это последняя для каждой команды станция. Ребята оказываются в тех кабинетах, где создавались миниатюры «Моя Россия».Ведущий встречает команды , раздает подписанные миниатюры и новые чистые листы, озвучивает задание:
1.Внимательно рассмотрите материал, который вы собрали на станциях.
2.Используя как можно больше слов и выражений, которые удалось записать, создайте миниатюру «Образ России в литературе русского зарубежья» (15 – 20 мин.)на черновике (можно на том листе, на котором писалась первая миниатюра)
3.Перепишите на чистовик (для этого раздавались чистые листы формата А4 ) обе миниатюры, сделайте вывод, в котором можно, например, сравнить вашу России и Россию эмигрантскую.(10 мин)
(Сочинения готовы , можно отправляться в актовый зал для презентации. Художники готовятся рассказать о своей работе , остальные будут зачитывать сочинения)
Варианты работ:
1.«Моя Россия – мир природы, свист ветра, звуки леса, гром, пение птиц и свет заката.
Моя Россия – история отдельных судеб и целых народов, поток событий, мир, войны, бунты, смута.
Моя Россия – дом родной, тихий ночной парк, Санкт- Петербург, Нева, садов ограды.
А Россию времен революций я вижу пустой, мрачной, бунтующей, но в то же время слабой. Люди в каком- то замешательстве и, словно одержимые, собираются в толпы, кричат о свободе, о «правде»; рушатся храмы, расстреливаются люди – народ губит сам себя.
Писатели и поэты русского зарубежья видели Россию этой эпохи далекой, разрушенной, уже более не существующей; одни верили в скорое « воскрешение» страны, другие с жестокостью и сарказмом говорили в своих стихах: «Хорошо, что нет Царя .Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. »
Но полнее всего это время описано в дневниках И.А.Бунина « Окаянные дни». Он рассказывает обо всех ужасах тех дней, приводит отрывки из газет, осуждает власть большевиков, раздумывает о будущем.
Я надеюсь на светлое будущее своей страны и на то, что такие события более не омрачат ее истории. »
2. «В моей России оживает образ войны. Сейчас идет внутренняя война. О ней не скажут в новостных блоках, но это не отрицает ее существования. Она есть. Каждый идет здесь своей дорогой… В стране много грязи. Ее вливают в нас с интернетом, телевизором и алкоголем. Идет пропаганда греха, и русские люди гниют изнутри.
Но осталась природа, красота, тихие крики птиц… Это значит, что мы еще не умерли. Еще ходим под Богом, под Его взором. И мы не сломаемся.
Трудно не согласиться с авторами, которые писали на рубеже 19-20 вв. В каждом произведении мы видим сегодняшнюю Россию. Мрак, грязные улицы, мертвые в душе люди . Люди, подобные животным, иногда даже хуже. Слышны голоса птиц, крики рабочих и городской шум.
Колокольный звон гонит наружу чувства верных. Просто знаю и чувствую одно – Россия не умрет. Россия будет жить, пока живы мы. Пока жива наша память.»